Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай

филиал  в с. Долгоруково

 

Комплексная программа развития МОУ ООШ с. Долгоруково

 I. Паспорт программы

Название образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Долгоруково

Тип и вид

Тип – общеобразовательное учреждение;

Вид – основная общеобразовательная школа

Организационно-правовая форма

Общеобразовательное учреждение

Учредитель

Управление образованием Администрации Мокшанского района

Год основания

1885

Юридический адрес

442392, Пензенская область, Мокшанский район, с. Долгоруково, ул. Школьная, 1А

Телефон

2-55-39

Факс

 

e-mail

Dolg07@yadnex.ru

Адрес сайта в интернете

mou.oos.dolgorukovo.narod2.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя

Тюмина Елена Александровна

Свидетельство о государственной регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано)

58-58-24/009/2006-355, 13 августа 2007 года, Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области

Лицензия (дата выдачи, номер, кем выдана)

А231158, регистрационный номер 8699, 28 апреля 2007 года, Министерством образования Пензенской области

Аккредитация (дата выдачи, номер, кем выдана)

АА 183672, регистрационный номер 4313, 30 ноября 2007 года, Министерством образования Пензенской области

Наименование программы

Комплексная программа развития МОУ ООШ с. Долгоруково

Нормативная база

Закон РФ «Об образовании»

Гражданский кодекс РФ;

Конвенция о правах ребёнка;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

Устав школы и локальные акты к нему

Сроки реализации программы

2010-2015

Этапы реализации программы

Констатирующий (2010-2011)

Формирующий (2011-2013)

Обобщающий (2014-2015)

Цель программы

Создание комплексных условий для успешной социализации учащихся, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире

Задачи программы

  • обеспечение прав ребёнка на качественное образование;
  • изменение методов, технологий обучения, расширение  информационно- коммуникационных технологий,   способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;
  • формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;
  • организация предпрофильного   обучения с целью осознанного выбора будущей профессии;
  • построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, краю, России;
  • совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.

 

Критерии и показатели эффективности

  • качество знаний учащихся;
  • состояние материально-технической базы;
  • состояние здоровья учащихся;
  • показатели профессиональной компетентности педагогов

Объём и предполагаемые источники финансирования

Бюджетное и внебюджетное финансирование, доходы от предпринимательской деятельности

 

Ожидаемые конечные результаты

 

  • обеспечение высокого качества образования;
  • качественное обновление содержания общего образования;
  • удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
  • совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников;
  • повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;
  • создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
  • создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;
  • развитие материально-технической базы;
  • повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;

 

 

                               

 

II. Информационная справка о школе.

 1.  Общие сведения о школе

     Полное наименование школы – Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Долгоруково.

  Школа была основана в 1885 году и имела статус церковно-приходской. В школе было три начальных класса. В 1937 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю, а в 1958  – в восьмилетнюю.

  Современное здание  школы построено в 2006 году.

  Здание школы расположено в центре села. Рядом с ним находятся сельский дом культуры, библиотека, магазин, возрождающийся храм  иконы Казанской Божьей матери, парк. В целом социальное окружение школы благоприятное и не создаёт особых проблем для учебно-воспитательного процесса.

Здание школы  типовое. В школе имеется 2 кабинета начальной школы, 6 кабинетов предметной направленности, спортзал,  библиотека, компьютерный класс,  кабинет обслуживающего труда, медицинский  кабинет, столовая. Техническое состояние школы – удовлетворительное: 8 компьютеров, ноутбук, интерактивная доска, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, 2 телевизора, музыкальный центр, 2 проектора

В 2010-2011 учебном году в школе обучается 50 учащихся. Скомплектовано  8 класс-комплектов. Занятия организованы в I смену. Продолжительность урока - 45 минут.

Школа работает в режиме пятидневной  рабочей недели.  В субботу в связи с предпрофильной подготовкой занимается только 9 класс.

 

  Динамика  учащихся школы за последние 4 года

 

Учебный год

1-4 классы

5-9 классы

всего

2007-2008

20

49

69

2008-2009

21

40

61

2009-2010

20

38

58

2010-2011

16

34

50

 

Сведения о социальном составе учащихся

 

Всего учащихся

Из многодетных семей

Из малообеспеченных семей

Из неблагополучных семей

Из приёмных семей

Из неполных семей

Из опекаемых семей

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта здоровья

 

количество

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Детей, имеющих хронические заболевания при поступлении в 1 класс

10%

10%

12%

Детей, имеющих хронические заболевания при переходе в 5 класс

10%

15%

15%

Детей, имеющих хронические заболевания при выпуске из 9 класса

14%

10%

12%

Проблемные категории по состоянию здоровья составляют не более 23,5% учащихся из общего контингента школьников к основной группе занятий по физкультуре относится 95% учащихся. В соответствии с общероссийскими тенденциями большая часть учащихся имеет различные виды заболеваний. К наиболее распространённым можно отнести следующие: хронический тонзиллит, сколиоз, снижение остроты зрения, повышение внутричерепного давления, кариес.

 2. Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогических  работников:  9

а) по уровню образования:

 

Категория специалистов

Высшее образование

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Учителя начальных классов

2

 

1

Учителя -предметники

5

 

1

 

 

б) по стажу работы:

 

10-20 лет

свыше 20 лет

Свыше 30 лет

2

7

-

 

в) по квалификационным категориям:

 

  Высшая категория

  I  категория

 II   категория

          -

         9

-

 

 г) количество работников, имеющих отличия:

 

Всего

Почетная грамота Министерства РФ

Отличник народного образования РФ

«Почетный работник общего образования РФ»

Заслуженный учитель

3

1

1

1

-

 

д) Соотношение основных работников и совместителей

 

Учитель

Предмет

 

Учителя, ведущие только основные предметы

 

1

Тюмина Елена Александровна

Биология, химия

2

Булекова Валентина Александровна

Русский язык и литература

3

Провкина Светлана Николаевна

Английский язык

4

Антропова Галина Васильевна

Математика

5

Ныркова Галина Александровна

Начальные классы

 

Учителя-совместители

 

6

Щербаков Николай Николаевич

История, обществознание, физкультура

7

Козлякова Нина Михайловна

Начальные классы, русский язык (5 кл.)

8

Князькова Светлана Николаевна

Начальные классы, физика, информатика

9

Булекова Вера Ивановна

ИЗО, музыка, технология, география

 

 

 

3. Особенности управления школой.

     Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.      Административное управление осуществляет директор .

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса. В школе сформированы и активно действуют такие органы самоуправления, как Педагогический совет, профсоюзный комитет, Совет школы, родительский комитет, Совет отцов, которые гармонично дополняя друг друга, обеспечивают разносторонний анализ ситуации в школе и способствуют принятию более выверенных управленческих решений.

В школе есть органы ученического самоуправления: учком, детская общественная организация «Искорка», отряд юных друзей милиции.

 

4. Характеристика действующего программно-методического обеспечения

   На всех ступенях обучения школа реализует основные образовательные программы, ориентированные на освоение базового образовательного стандарта и предпрофильной подготовки.

  В начальных классах образовательный процесс строится на основе традиционной программы для начальной школы издательства «Просвещение», программы по художественной деятельности Б.М. Неменского, программы по музыке Д.Б. Кабалевского. В начальной школе введено обязательное изучение иностранного языка со 2 класса, интегрированно ведётся информатика и ОБЖ.

   Содержание образования на второй ступени является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения на старшей ступени или  в средних учебных заведениях. Обучение ведётся по традиционным программам. Для девятиклассников создаются условия для осознанного выбора дальнейшей жизненной траектории и формируется база для продолжения обучения в профильных классах. Поэтому в учебный план вводятся элективные курсы: «Неравенства», «Учись писать грамотно», «Основы компьютерного делопроизводства», «Социальное страхование».

  Школа принимает участие в пилотных проектах. В учебный план включено преподавание такого предмета, как «Семьеведение» (в 9 классе 0,5 часа за счёт предметов школьного компонента, в остальных классах – за счёт классных часов). В 4-5 классах с 2009-2010 учебного года введено преподавание курса «Основы мировых религиозных культур». В 2010-2011 учебном году в 8 классе за счёт предметов школьного компонента введён курс «Обучение через предпринимательство».

  В 5-9 классах в учебный план включено по 3 часа физкультуры. Интегрировано ведётся «Литературное краеведение» (6 класс), ОБЖ (5,6,7,9 классы).

   Преподавательский  коллектив активно осваивает современные педагогические технологии: проектную, технологию развития критического мышления, информационные технологии, технологию группового сотрудничества.

   В школе работают 3 секции ОФП, которые посещают все учащиеся.

 

5. Система работы с педагогическими кадрами

  В школе работает 9 педагогов, 4 из которых являются совместителями. Система работа с педагогическими кадрами включает в себя следующие составляющие:

1. Своевременное прохождение курсов повышения квалификации. Все учителя школы своевременно проходят курсы повышения квалификации при ПИРО. Все учителя прошли курсы, связанные с повышением компьютерной грамотности. 2 учителя прошли курсы «Intel.Обучение для будущего».

2. Работа методических объединений. В школе работают 2 методических объединения: учителей начальных классов и классных руководителей.

3. Участие учителей школы в межшкольных метапредметных объединениях. В школе образованы 3 творческие группы:

 

 

Кафедра

ФИО учителя

Тема

Естественно-математических наук

Антропова Г.В.

Тюмина Е.А.

Князькова С.Н.

Булекова В.И.

Информационные технологии в образовании

Гуманитарных наук

Булекова В.И.

Щербаков Н.Н.

Провкина С.Н.

Проектная методика средствами ИКТ

Развивающего обучения

Козлякова Н.М.

Ныркова Г.А.

Патриотическое воспитание

 

4. Работа постоянно действующего семинара по изучению новых образовательных технологий.

5. Проведение открытых уроков в течение учебного года у каждого учителя.

6. Изучение и распространение передового опыта лучших учителей школы.

7. Участие учителей школы в районных научно-практических конференциях

  За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперёд.

 

6. Основные результаты образовательного процесса

            

                     Таблица успеваемости за последние 3 года.

Учебный год

Количество учащихся

Отличники

На «4» и «5»

Баз. уровень

% учащихся, закончивших учебный год  на «4» и «5»

2007-2008

67

3

21

100%

40,9%

 

2008-2009

64

3

21

100%

40,8%

 

2009-2010

58

2

20

100%

40,7%

 

 

 

Процент успеваемости 9 класса за последние 3 года

 

Учебный год

Количество учащихся

Отличники

На «4» и «5»

Базовый уровень

% на «4» и»5»

2007-2008

13

1

4

100%

38,5%

2008-2009

8

1

4

100%

62,5%

2009-2010

10

-

2

100%

20%

 

 

 

Участие в районных олимпиадах за последние 3 года

 

Учебный год

Количество участников

Количество призовых мест

Выход на область

2007-2008

3

2

1

2008-2009

2

-

-

2009-2010

3

1

-

 

 

 

Участие в районных научно-практических конференциях

 

Учебный год

Количество участников

Количество призовых мест

Выход на область

2007-2008

-

-

-

2008-2009

-

-

-

2009-2010

2

2

1

 

  В 2009-2010 учебном году школа принимала участие в эксперименте по участию в государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса. Девятиклассники сдавали математику. Результат был следующим:

Количество участников  ГИА

Отметки

Базовый уровень

% на «4» и «5»

3

4

5

9

-

6

3

100%

100%

 

 

Трудоустройство выпускников за последние 3 года

 

Учебный год

Количество выпускников

Средняя школа

ССУЗы

По окончании 11 класса поступили в вузы

2007-2008

13

5

7

4

2008-2009

8

3

5

 

2009-2010

10

3

5

 

 

 

 

7. Результаты воспитательной работы школы

  В течение 10 лет школа работает по приоритетному направлению «Развитие личности на основе изучения истории, культуры, национальных традиций родного края». Работа по данному направлению предполагает возвращение к русской школе, к собственной культуре и истории, к развитию гуманной личности, гордящейся достижениями своих предков, стремящейся принести пользу своей стране, своему народу.

   Под руководством учителей Тюминой Е.А., Щербакова Н.Н., Булековой В.А. учащиеся школы вели научно-исследовательскую работу по истории , культуре, экологии родного края. На уроках литературного краеведения, истории родного края, экологии, географического краеведения учащиеся писали рефераты, в которых использовали краеведческий материал. В 2005-2006 учебном году ученицы 9 класса Щербакова Екатерина и Худякова Виолетта под руководством Щербакова Н.Н. написали научно-исследовательскую работу «Энергосберегающий водопровод с. Долгоруково». На районной конференции «Старт в науку» работа заняла 1 место, а на областной- второе. В 2009-2010 учебном году с работой «Диалектные особенности речи жителей села Долгоруково» (руководитель Булекова В.А.) Малинин Владислав занял 1 место на районной конференции «Старт в науку» и был участником областного этапа. В том же году ученик 9 класса Нырков Сергей с научно-исследовательской работой «Женщины-трактористки с. Долгоруково» выступил на районной научно-практической конференции, посвящённой 65-летию Победы, и занял 2 место.

  В 2007 году ученица 9 класса Гераськина Надежда заняла 2 место в районной олимпиаде по истории и культуре родного края и была участницей областной олимпиады.

   В ходе разработки и реализации Программы было выбрано 5 направлений воспитательной работы:

ü  Туристско-краеведческое

ü  Фольклорное

ü  Лингвистическое

ü  Экологическое

ü  Географическое

  Самое популярное направление работы – туристско-краеведческое. За последние 5 лет под руководством Щербакова Н.Н. учащиеся совершили велосипедные походы в Салолейку, Мордовию, автобусные поездки в музей-заповедник «Тарханы», Троице-Сканов монастырь,в музей А.Г.Малышкина, однодневные походы по окрестностям села, многодневные походы по историческим местам Мокшанского района.

  В школе проходили внеклассные мероприятия на краеведческую тему: «Праздник семейных династий», «История школы в истории России», «Славим руки матери», «Орден твоего деда», «Молодость наших бабушек и мам», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная», «История глазами моих родственников», «Защитники Родины – мои родственники»; выставки: «Наша история в семейном альбоме», «Родная школа в лицах», выставка рисунков «Золотые бабушкины руки», «Наши семейные реликвии»; конкурсы сочинений: «В гостях у поэта», «самый дорогой человек», «Я и мой старший брат», «Моя малая родина», «Мои соседи».

   Собирался материал  о земляках-участниках Великой Отечественной войны, проводились встречи с ветеранами войны. Дети участвовали в операции «Забота»: оказывали посильную помощь ветеранам войны и труда.

   В школе продолжала функционировать «Комната старины». За последние годы она пополнилась новыми экспонатами. На базе этого небольшого музея проводились мероприятия, уроки, экскурсии.

   Краеведческой работе способствовало и то, что в течение летних каникул при школе работал палаточный лагерь «Ручеёк», в котором дети не только отдыхают, но и плодотворно работают по ремонту родников, изучают исторические и географические достопримечательности родного села.

  Продолжалась работа по сбору фольклора с. Долгоруково под руководством Булековой В.А. В школе был составлен сборник «Народные песни с. Долгоруково», который постоянно пополняется. В 2008 году проводился праздник «Песня – душа народа», на котором звучали народные песни с. Долгоруково в исполнении старейших жителей села и учащихся школы.

Учителя начальных классов ежегодно проводят со своими учениками мероприятия на фольклорные темы: праздник Масленицы, «Осенние посиделки», «Весенняя капель», «Рождественские посиделки», на которых дети знакомятся с народными песнями и обычаями села.

  Работа по лингвистическому направлению особенно активно велась в 2009-2010 учебном году. Под руководством учителя русского языка  Булековой В.А. и библиотекаря Козляковой Н.М. учащиеся 8 класса работали над проектом «Диалектные особенности речи жителей с. Долгоруково». К работе над проектом были привлечены учителя школы, старожилы села. Дети неоднократно встречались с пожилыми жителями села, записывали образцы речи, сравнивали диалектные особенности речи жителей с. Долгоруково с речью  наших соседей: жителей сёл Чернозерье и Голицыно. Конечным продуктом проекта  явилась научно-исследовательская работа, с которой ученик 8 класса Малинин Владислав выступил сначала на районной, а затем на областной научно-практической конференции «Старт в науку».

  Велась работа по экологическому направлению. Под руководством учителя биологии Тюминой Е.А. учащиеся изучали экологическую обстановку  Мокшанского района, пути улучшения экологического состояния края, неоднократно участвовали в операции «Чистое село»: собирали мусор , боролись с зарослями бурьяна, старались сделать своё село красивым. Вместе с учителем истории Щербаковым Н.Н. учащиеся неоднократно  принимали участие в операции «Живи, родник!»: занимались ремонтом и очисткой родников, расположенных на территории с. Долгоруково. В школе стала традиционной осенняя выставка «Природа и фантазия».

  Вместе с учителем географии Сенькиным А.Я. дети изучали географическое положение своего села, географические особенности Мокшанского района, Пензенской области, совершали экскурсии с целью практического изучения особенностей  ландшафта местности, особенностей рельефа, растительности, климата.

   Работа по приоритетному направлению обсуждалась на педсоветах и совещаниях при директоре. Каждый учитель проводил открытые уроки и внеклассные мероприятия на краеведческую тему. В течение реализации Программы в школе были проведены семинары: «Преподавание предмета «История родного края», «Преподавание предмета «Географическое краеведение», «Система экологического воспитания», «Преподавание предмета «Литературное краеведение», «Преподавание предметов «Русский фольклор» и «Народное искусство». Учителя, ведущие предметы краеведческого направления, постоянно разрабатывали тесты. Вопросы краеведческого воспитания обсуждались на заседаниях МО классных руководителей и МО учителей начальных классов.

   На родительских собраниях и занятиях родительского всеобуча  проводились лекции и беседы по приоритетному направлению: «Воспитание учащихся на принципах уважения к традициям, истории, культуре родного края», «Свободное время подростка», «Нравственные ценности семьи», «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности».

  Работа по приоритетному направлению оказала положительное влияние на детей в том отношении, что они стали  знать об истории, географии, достопримечательностях родного края гораздо больше. В 2009-2010 учебном году, на обобщающем этапе работы по Программе, среди учащихся проведено тестирование по всем предметам краеведческого цикла. 80% детей справились с тестами на «4» и «5».

   В результате анкетирования учащихся и их родителей было выяснено, что почти 100% данного контингента считают необходимым знать историю, географию, культуру родного края, воспитывать учащихся на уважении к народным традициям.

  Ещё одно важнейшее направление, по которому работает школа – предпринимательская деятельность. В школьном хозяйстве имеется огород, теплица, птичник. Действует проект «Свежая сдоба» (по выпечке пирожков и булочек), «Подземный огород» (выращивание зелёного лука в подвальном помещении), мастерская по по пошиву полотенец, штор и других швейных изделий. В 2008-2009 учебном году школа участвовала в областном конкурсе «Лидер в предпринимательской деятельности» и выиграла сертификат на 50 тысяч рублей.

   Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в районных и областных конкурсах и занимают призовые места.

 

Динамика участия школы в районных внеклассных мероприятиях

 

Учебный год

Количество призовых мест в районе

Количество призовых мест в области

2007-2008

10

1

2008-2009

10

2

2009-2010

13

1

 

 

III. Аналитическое и прогностическое обоснование программы

 

1.Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.

Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление  о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план  обеспечение  подготовки для поступления в  средние специальные заведения, для продолжения образования в средней школе, подготовку к  жизни в условиях рынка и развитие способностей, безопасность детей, сохранение здоровья.

В последние годы главным социальным заказчиком школы стало государство. В одном из главных государственных документов, обращённых к школе – «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены важнейшие качества личности, необходимые современному человеку: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому главными задачами школы данный документ называет раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 

2. Характеристика требований социума к образовательным услугам школы.

1. К содержанию образования:

- качественно новое содержание образования, представляющее возможность становления интеллектуально развитой личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий - рефлексии, смыслообразования, избирательности, социального самоопределения.

2. К результатам образования:

- обеспечение получения основного общего образования, ключевых компетентностей

Яндекс.Погода

Наши координаты

школа с. Долгоруково

Телефон: (84150)2-55-39

E-mail: dolg07@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz