Комплексная программа развития МОУ ООШ с. Долгоруково
I. Паспорт программы
Название образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Долгоруково |
Тип и вид | Тип – общеобразовательное учреждение; Вид – основная общеобразовательная школа |
Организационно-правовая форма | Общеобразовательное учреждение |
Учредитель | Управление образованием Администрации Мокшанского района |
Год основания | 1885 |
Юридический адрес | 442392, Пензенская область, Мокшанский район, с. Долгоруково, ул. Школьная, 1А |
Телефон | 2-55-39 |
Факс |
|
Dolg07@yadnex.ru | |
Адрес сайта в интернете | mou.oos.dolgorukovo.narod2.ru |
Фамилия, имя, отчество руководителя | Тюмина Елена Александровна |
Свидетельство о государственной регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано) | 58-58-24/009/2006-355, 13 августа 2007 года, Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области |
Лицензия (дата выдачи, номер, кем выдана) | А231158, регистрационный номер 8699, 28 апреля 2007 года, Министерством образования Пензенской области |
Аккредитация (дата выдачи, номер, кем выдана) | АА 183672, регистрационный номер 4313, 30 ноября 2007 года, Министерством образования Пензенской области |
Наименование программы | Комплексная программа развития МОУ ООШ с. Долгоруково |
Нормативная база | Закон РФ «Об образовании» Гражданский кодекс РФ; Конвенция о правах ребёнка; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Устав школы и локальные акты к нему |
Сроки реализации программы | 2010-2015 |
Этапы реализации программы | Констатирующий (2010-2011) Формирующий (2011-2013) Обобщающий (2014-2015) |
Цель программы | Создание комплексных условий для успешной социализации учащихся, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире |
Задачи программы |
|
Критерии и показатели эффективности |
|
Объём и предполагаемые источники финансирования | Бюджетное и внебюджетное финансирование, доходы от предпринимательской деятельности
|
Ожидаемые конечные результаты |
|
II. Информационная справка о школе.
1. Общие сведения о школе
Полное наименование школы – Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Долгоруково.
Школа была основана в 1885 году и имела статус церковно-приходской. В школе было три начальных класса. В 1937 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю, а в 1958 – в восьмилетнюю.
Современное здание школы построено в 2006 году.
Здание школы расположено в центре села. Рядом с ним находятся сельский дом культуры, библиотека, магазин, возрождающийся храм иконы Казанской Божьей матери, парк. В целом социальное окружение школы благоприятное и не создаёт особых проблем для учебно-воспитательного процесса.
Здание школы типовое. В школе имеется 2 кабинета начальной школы, 6 кабинетов предметной направленности, спортзал, библиотека, компьютерный класс, кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет, столовая. Техническое состояние школы – удовлетворительное: 8 компьютеров, ноутбук, интерактивная доска, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, 2 телевизора, музыкальный центр, 2 проектора
В 2010-2011 учебном году в школе обучается 50 учащихся. Скомплектовано 8 класс-комплектов. Занятия организованы в I смену. Продолжительность урока - 45 минут.
Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. В субботу в связи с предпрофильной подготовкой занимается только 9 класс.
Динамика учащихся школы за последние 4 года
Учебный год | 1-4 классы | 5-9 классы | всего |
2007-2008 | 20 | 49 | 69 |
2008-2009 | 21 | 40 | 61 |
2009-2010 | 20 | 38 | 58 |
2010-2011 | 16 | 34 | 50 |
Сведения о социальном составе учащихся
Всего учащихся | Из многодетных семей | Из малообеспеченных семей | Из неблагополучных семей | Из приёмных семей | Из неполных семей | Из опекаемых семей |
|
|
|
|
|
|
|
Карта здоровья
количество | Учебный год | ||
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |
Детей, имеющих хронические заболевания при поступлении в 1 класс | 10% | 10% | 12% |
Детей, имеющих хронические заболевания при переходе в 5 класс | 10% | 15% | 15% |
Детей, имеющих хронические заболевания при выпуске из 9 класса | 14% | 10% | 12% |
Проблемные категории по состоянию здоровья составляют не более 23,5% учащихся из общего контингента школьников к основной группе занятий по физкультуре относится 95% учащихся. В соответствии с общероссийскими тенденциями большая часть учащихся имеет различные виды заболеваний. К наиболее распространённым можно отнести следующие: хронический тонзиллит, сколиоз, снижение остроты зрения, повышение внутричерепного давления, кариес.
2. Характеристика педагогического коллектива.
Всего педагогических работников: 9
а) по уровню образования:
Категория специалистов | Высшее образование | Незаконченное высшее | Среднее специальное |
Учителя начальных классов | 2 |
| 1 |
Учителя -предметники | 5 |
| 1 |
б) по стажу работы:
10-20 лет | свыше 20 лет | Свыше 30 лет |
2 | 7 | - |
в) по квалификационным категориям:
Высшая категория | I категория | II категория |
- | 9 | - |
г) количество работников, имеющих отличия:
Всего | Почетная грамота Министерства РФ | Отличник народного образования РФ | «Почетный работник общего образования РФ» | Заслуженный учитель |
3 | 1 | 1 | 1 | - |
д) Соотношение основных работников и совместителей
№ | Учитель | Предмет |
| Учителя, ведущие только основные предметы |
|
1 | Тюмина Елена Александровна | Биология, химия |
2 | Булекова Валентина Александровна | Русский язык и литература |
3 | Провкина Светлана Николаевна | Английский язык |
4 | Антропова Галина Васильевна | Математика |
5 | Ныркова Галина Александровна | Начальные классы |
| Учителя-совместители |
|
6 | Щербаков Николай Николаевич | История, обществознание, физкультура |
7 | Козлякова Нина Михайловна | Начальные классы, русский язык (5 кл.) |
8 | Князькова Светлана Николаевна | Начальные классы, физика, информатика |
9 | Булекова Вера Ивановна | ИЗО, музыка, технология, география |
3. Особенности управления школой.
Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Административное управление осуществляет директор .
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса. В школе сформированы и активно действуют такие органы самоуправления, как Педагогический совет, профсоюзный комитет, Совет школы, родительский комитет, Совет отцов, которые гармонично дополняя друг друга, обеспечивают разносторонний анализ ситуации в школе и способствуют принятию более выверенных управленческих решений.
В школе есть органы ученического самоуправления: учком, детская общественная организация «Искорка», отряд юных друзей милиции.
4. Характеристика действующего программно-методического обеспечения
На всех ступенях обучения школа реализует основные образовательные программы, ориентированные на освоение базового образовательного стандарта и предпрофильной подготовки.
В начальных классах образовательный процесс строится на основе традиционной программы для начальной школы издательства «Просвещение», программы по художественной деятельности Б.М. Неменского, программы по музыке Д.Б. Кабалевского. В начальной школе введено обязательное изучение иностранного языка со 2 класса, интегрированно ведётся информатика и ОБЖ.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения на старшей ступени или в средних учебных заведениях. Обучение ведётся по традиционным программам. Для девятиклассников создаются условия для осознанного выбора дальнейшей жизненной траектории и формируется база для продолжения обучения в профильных классах. Поэтому в учебный план вводятся элективные курсы: «Неравенства», «Учись писать грамотно», «Основы компьютерного делопроизводства», «Социальное страхование».
Школа принимает участие в пилотных проектах. В учебный план включено преподавание такого предмета, как «Семьеведение» (в 9 классе 0,5 часа за счёт предметов школьного компонента, в остальных классах – за счёт классных часов). В 4-5 классах с 2009-2010 учебного года введено преподавание курса «Основы мировых религиозных культур». В 2010-2011 учебном году в 8 классе за счёт предметов школьного компонента введён курс «Обучение через предпринимательство».
В 5-9 классах в учебный план включено по 3 часа физкультуры. Интегрировано ведётся «Литературное краеведение» (6 класс), ОБЖ (5,6,7,9 классы).
Преподавательский коллектив активно осваивает современные педагогические технологии: проектную, технологию развития критического мышления, информационные технологии, технологию группового сотрудничества.
В школе работают 3 секции ОФП, которые посещают все учащиеся.
5. Система работы с педагогическими кадрами
В школе работает 9 педагогов, 4 из которых являются совместителями. Система работа с педагогическими кадрами включает в себя следующие составляющие:
1. Своевременное прохождение курсов повышения квалификации. Все учителя школы своевременно проходят курсы повышения квалификации при ПИРО. Все учителя прошли курсы, связанные с повышением компьютерной грамотности. 2 учителя прошли курсы «Intel.Обучение для будущего».
2. Работа методических объединений. В школе работают 2 методических объединения: учителей начальных классов и классных руководителей.
3. Участие учителей школы в межшкольных метапредметных объединениях. В школе образованы 3 творческие группы:
Кафедра | ФИО учителя | Тема |
Естественно-математических наук | Антропова Г.В. Тюмина Е.А. Князькова С.Н. Булекова В.И. | Информационные технологии в образовании |
Гуманитарных наук | Булекова В.И. Щербаков Н.Н. Провкина С.Н. | Проектная методика средствами ИКТ |
Развивающего обучения | Козлякова Н.М. Ныркова Г.А. | Патриотическое воспитание |
4. Работа постоянно действующего семинара по изучению новых образовательных технологий.
5. Проведение открытых уроков в течение учебного года у каждого учителя.
6. Изучение и распространение передового опыта лучших учителей школы.
7. Участие учителей школы в районных научно-практических конференциях
За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперёд.
6. Основные результаты образовательного процесса
Таблица успеваемости за последние 3 года.
Учебный год | Количество учащихся | Отличники | На «4» и «5» | Баз. уровень | % учащихся, закончивших учебный год на «4» и «5» |
2007-2008 | 67 | 3 | 21 | 100% | 40,9%
|
2008-2009 | 64 | 3 | 21 | 100% | 40,8%
|
2009-2010 | 58 | 2 | 20 | 100% | 40,7%
|
Процент успеваемости 9 класса за последние 3 года
Учебный год | Количество учащихся | Отличники | На «4» и «5» | Базовый уровень | % на «4» и»5» |
2007-2008 | 13 | 1 | 4 | 100% | 38,5% |
2008-2009 | 8 | 1 | 4 | 100% | 62,5% |
2009-2010 | 10 | - | 2 | 100% | 20% |
Участие в районных олимпиадах за последние 3 года
Учебный год | Количество участников | Количество призовых мест | Выход на область |
2007-2008 | 3 | 2 | 1 |
2008-2009 | 2 | - | - |
2009-2010 | 3 | 1 | - |
Участие в районных научно-практических конференциях
Учебный год | Количество участников | Количество призовых мест | Выход на область |
2007-2008 | - | - | - |
2008-2009 | - | - | - |
2009-2010 | 2 | 2 | 1 |
В 2009-2010 учебном году школа принимала участие в эксперименте по участию в государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса. Девятиклассники сдавали математику. Результат был следующим:
Количество участников ГИА | Отметки | Базовый уровень | % на «4» и «5» | ||
3 | 4 | 5 | |||
9 | - | 6 | 3 | 100% | 100% |
Трудоустройство выпускников за последние 3 года
Учебный год | Количество выпускников | Средняя школа | ССУЗы | По окончании 11 класса поступили в вузы |
2007-2008 | 13 | 5 | 7 | 4 |
2008-2009 | 8 | 3 | 5 |
|
2009-2010 | 10 | 3 | 5 |
|
7. Результаты воспитательной работы школы
В течение 10 лет школа работает по приоритетному направлению «Развитие личности на основе изучения истории, культуры, национальных традиций родного края». Работа по данному направлению предполагает возвращение к русской школе, к собственной культуре и истории, к развитию гуманной личности, гордящейся достижениями своих предков, стремящейся принести пользу своей стране, своему народу.
Под руководством учителей Тюминой Е.А., Щербакова Н.Н., Булековой В.А. учащиеся школы вели научно-исследовательскую работу по истории , культуре, экологии родного края. На уроках литературного краеведения, истории родного края, экологии, географического краеведения учащиеся писали рефераты, в которых использовали краеведческий материал. В 2005-2006 учебном году ученицы 9 класса Щербакова Екатерина и Худякова Виолетта под руководством Щербакова Н.Н. написали научно-исследовательскую работу «Энергосберегающий водопровод с. Долгоруково». На районной конференции «Старт в науку» работа заняла 1 место, а на областной- второе. В 2009-2010 учебном году с работой «Диалектные особенности речи жителей села Долгоруково» (руководитель Булекова В.А.) Малинин Владислав занял 1 место на районной конференции «Старт в науку» и был участником областного этапа. В том же году ученик 9 класса Нырков Сергей с научно-исследовательской работой «Женщины-трактористки с. Долгоруково» выступил на районной научно-практической конференции, посвящённой 65-летию Победы, и занял 2 место.
В 2007 году ученица 9 класса Гераськина Надежда заняла 2 место в районной олимпиаде по истории и культуре родного края и была участницей областной олимпиады.
В ходе разработки и реализации Программы было выбрано 5 направлений воспитательной работы:
ü Туристско-краеведческое
ü Фольклорное
ü Лингвистическое
ü Экологическое
ü Географическое
Самое популярное направление работы – туристско-краеведческое. За последние 5 лет под руководством Щербакова Н.Н. учащиеся совершили велосипедные походы в Салолейку, Мордовию, автобусные поездки в музей-заповедник «Тарханы», Троице-Сканов монастырь,в музей А.Г.Малышкина, однодневные походы по окрестностям села, многодневные походы по историческим местам Мокшанского района.
В школе проходили внеклассные мероприятия на краеведческую тему: «Праздник семейных династий», «История школы в истории России», «Славим руки матери», «Орден твоего деда», «Молодость наших бабушек и мам», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная», «История глазами моих родственников», «Защитники Родины – мои родственники»; выставки: «Наша история в семейном альбоме», «Родная школа в лицах», выставка рисунков «Золотые бабушкины руки», «Наши семейные реликвии»; конкурсы сочинений: «В гостях у поэта», «самый дорогой человек», «Я и мой старший брат», «Моя малая родина», «Мои соседи».
Собирался материал о земляках-участниках Великой Отечественной войны, проводились встречи с ветеранами войны. Дети участвовали в операции «Забота»: оказывали посильную помощь ветеранам войны и труда.
В школе продолжала функционировать «Комната старины». За последние годы она пополнилась новыми экспонатами. На базе этого небольшого музея проводились мероприятия, уроки, экскурсии.
Краеведческой работе способствовало и то, что в течение летних каникул при школе работал палаточный лагерь «Ручеёк», в котором дети не только отдыхают, но и плодотворно работают по ремонту родников, изучают исторические и географические достопримечательности родного села.
Продолжалась работа по сбору фольклора с. Долгоруково под руководством Булековой В.А. В школе был составлен сборник «Народные песни с. Долгоруково», который постоянно пополняется. В 2008 году проводился праздник «Песня – душа народа», на котором звучали народные песни с. Долгоруково в исполнении старейших жителей села и учащихся школы.
Учителя начальных классов ежегодно проводят со своими учениками мероприятия на фольклорные темы: праздник Масленицы, «Осенние посиделки», «Весенняя капель», «Рождественские посиделки», на которых дети знакомятся с народными песнями и обычаями села.
Работа по лингвистическому направлению особенно активно велась в 2009-2010 учебном году. Под руководством учителя русского языка Булековой В.А. и библиотекаря Козляковой Н.М. учащиеся 8 класса работали над проектом «Диалектные особенности речи жителей с. Долгоруково». К работе над проектом были привлечены учителя школы, старожилы села. Дети неоднократно встречались с пожилыми жителями села, записывали образцы речи, сравнивали диалектные особенности речи жителей с. Долгоруково с речью наших соседей: жителей сёл Чернозерье и Голицыно. Конечным продуктом проекта явилась научно-исследовательская работа, с которой ученик 8 класса Малинин Владислав выступил сначала на районной, а затем на областной научно-практической конференции «Старт в науку».
Велась работа по экологическому направлению. Под руководством учителя биологии Тюминой Е.А. учащиеся изучали экологическую обстановку Мокшанского района, пути улучшения экологического состояния края, неоднократно участвовали в операции «Чистое село»: собирали мусор , боролись с зарослями бурьяна, старались сделать своё село красивым. Вместе с учителем истории Щербаковым Н.Н. учащиеся неоднократно принимали участие в операции «Живи, родник!»: занимались ремонтом и очисткой родников, расположенных на территории с. Долгоруково. В школе стала традиционной осенняя выставка «Природа и фантазия».
Вместе с учителем географии Сенькиным А.Я. дети изучали географическое положение своего села, географические особенности Мокшанского района, Пензенской области, совершали экскурсии с целью практического изучения особенностей ландшафта местности, особенностей рельефа, растительности, климата.
Работа по приоритетному направлению обсуждалась на педсоветах и совещаниях при директоре. Каждый учитель проводил открытые уроки и внеклассные мероприятия на краеведческую тему. В течение реализации Программы в школе были проведены семинары: «Преподавание предмета «История родного края», «Преподавание предмета «Географическое краеведение», «Система экологического воспитания», «Преподавание предмета «Литературное краеведение», «Преподавание предметов «Русский фольклор» и «Народное искусство». Учителя, ведущие предметы краеведческого направления, постоянно разрабатывали тесты. Вопросы краеведческого воспитания обсуждались на заседаниях МО классных руководителей и МО учителей начальных классов.
На родительских собраниях и занятиях родительского всеобуча проводились лекции и беседы по приоритетному направлению: «Воспитание учащихся на принципах уважения к традициям, истории, культуре родного края», «Свободное время подростка», «Нравственные ценности семьи», «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности».
Работа по приоритетному направлению оказала положительное влияние на детей в том отношении, что они стали знать об истории, географии, достопримечательностях родного края гораздо больше. В 2009-2010 учебном году, на обобщающем этапе работы по Программе, среди учащихся проведено тестирование по всем предметам краеведческого цикла. 80% детей справились с тестами на «4» и «5».
В результате анкетирования учащихся и их родителей было выяснено, что почти 100% данного контингента считают необходимым знать историю, географию, культуру родного края, воспитывать учащихся на уважении к народным традициям.
Ещё одно важнейшее направление, по которому работает школа – предпринимательская деятельность. В школьном хозяйстве имеется огород, теплица, птичник. Действует проект «Свежая сдоба» (по выпечке пирожков и булочек), «Подземный огород» (выращивание зелёного лука в подвальном помещении), мастерская по по пошиву полотенец, штор и других швейных изделий. В 2008-2009 учебном году школа участвовала в областном конкурсе «Лидер в предпринимательской деятельности» и выиграла сертификат на 50 тысяч рублей.
Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в районных и областных конкурсах и занимают призовые места.
Динамика участия школы в районных внеклассных мероприятиях
Учебный год | Количество призовых мест в районе | Количество призовых мест в области |
2007-2008 | 10 | 1 |
2008-2009 | 10 | 2 |
2009-2010 | 13 | 1 |
III. Аналитическое и прогностическое обоснование программы
1.Субъекты и источники социального заказа школы.
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.
Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в средние специальные заведения, для продолжения образования в средней школе, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей, безопасность детей, сохранение здоровья.
В последние годы главным социальным заказчиком школы стало государство. В одном из главных государственных документов, обращённых к школе – «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены важнейшие качества личности, необходимые современному человеку: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому главными задачами школы данный документ называет раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
2. Характеристика требований социума к образовательным услугам школы.
1. К содержанию образования:
- качественно новое содержание образования, представляющее возможность становления интеллектуально развитой личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий - рефлексии, смыслообразования, избирательности, социального самоопределения.
2. К результатам образования:
- обеспечение получения основного общего образования, ключевых компетентностей