Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай

филиал  в с. Долгоруково

 

Автор проекта – Козлякова Нина Михайловна, учитель начальных классов МОУ  ООШ c. Долгоруково

Проект -  «Песня – душа народа».

Предмет – литературное краеведение, 5 класс

Краткая аннотация проекта.

С незапамятных времён народ складывает свои песни, в которых отражает переживания, чувства, мечты. Потребность излить свои чувства и мысли в песне – свидетельство большого духовного богатства и талантливости народа. Народная песня – душа нации. В ней наша история, наши вековые традиции. Работа над проектом позволит учащимся получить знания о культурном прошлом своего села, будет способствовать воспитанию любви к своей малой родине, а также позволит получить умение выполнять исследовательскую работу.

                      План проведения проекта.

Мероприятия подготовительного этапа.

ответственный

Сроки

выполнения.

Подготовка необходимых материалов (список информационных источников, презентация проекта, брошюра для родителей, памятка по тематике исследования, критерии оценки работ и т. п.)

Руководитель

проекта

До начала работы в проекте.

Определение задач, которые будут выполнять участники проекта. Создание плана работы в группах.

Руководитель проекта.

В ходе работы над проектом.

Создание списка необходимого оборудования.

Руководитель проекта.

В ходе работы над проектом.

Резервация времени работы в компьютерном классе.

Руководитель проекта.

До начала и в  ходе работы над проектом.

Определение дня защиты проекта.

Руководитель проекта, участники проекта.

В начале работы над проектом.

Мероприятия в процессе работы над проектом.

Ответственный.

Сроки

выполнения.

Определение времени консультаций.

Руководитель проекта.

На первом занятии.

Рассмотрение текущих ученических работ в группах, промежуточное оценивание.

Руководитель проекта.

Не реже 2-х раз в неделю.

Фотографии учеников за работой.

Руководитель проекта, учащиеся.

Во время работы.

Мероприятия по защите проекта  и подведению итогов

Ответственный.

Сроки

выполнения.

Рассылка благодарственных писем родителям и людям, активно принимавшим участие в работе над  проектом.

Руководитель проекта.

После завершения проекта.

Проведение оценивания, получение отзывов от других учителей об успешности проекта.

Руководитель проекта.

После завершения проекта.

Вручение грамот участникам проекта.

Руководитель проекта, зам. директора.

На защите проекта.

Проведение презентации проекта в форме открытого урока.

Руководитель проекта.

До начала работы.

Отражение информации о проекте в СМИ и на сайте школы.

Руководитель проекта.

После завершения проекта.

Выступление на районной научно-практической конференции школьников «Старт в науку».

Руководитель проекта.

После завершения проекта.

Планирование продолжения и расширения работы над проектом.

Руководитель проекта.

После защиты проекта.

 

 

 

                     Визитная карточка проекта.

Автор проекта.

Фамилия, имя, отчество.

Козлякова Нина Михайловна

Регион

Пензенская область

Населённый пункт, в котором находится школа.

село Долгоруково Мокшанского района

Номер или название школы.

МОУ ООШ c. Долгоруково

Описание проекта.

Название темы Вашего учебного проекта.

Песня – душа народа.

 

Краткое содержание проекта.

 

 

С незапамятных времён народ складывает свои песни, в которых отражает переживания, чувства, мечты. Потребность излить свои чувства и мысли в песне – свидетельство большого духовного богатства и талантливости народа. Народная песня – душа нации. В ней наша история, наши вековые традиции.

Предмет.

 

Литературное краеведение.

 

Класс

 

Пятый

 

Приблизительная продолжительность проекта:

 

3 недели

 

Основа проекта.

Образовательные стандарты.

 

учение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей

·   воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·   развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·   освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·   овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

·   формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;

·   обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

·   формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

·   развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

 

Дидактические цели. Ожидаемые результаты.

Во время работы над проектом учащиеся приобретут навык исследовательской работы.

После завершения проекта ученики получат более полное представление о культурном прошлом своего села;

познакомятся со старинными песнями и обычаями;

разовьют свои творческие способности;

составят сборник русских народных песен, бытующих в нашем селе.

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос.

С чего начинается Родина?

Проблемные вопросы учебной темы.

Что такое «фольклор»?

Какие песни пели наши предки?

Какие группы народных песен существуют в нашем селе?

Учебные вопросы.

 

Каковы особенности русских народных песен нашей местности?

План оценивания.

График оценивания.

До работы над проектом.

Во время работы над проектом.

После завершения работы над проектом.

Вопросы по теме проекта, пробуждающие интерес учащихся.

Критерии оценивания (презентации, буклеты, рефераты).

Результаты исследований:

презентации

публикации

 

Составление критериев оценивания (обсуждение, корректировка).

Консультации учителя. Выполнение самостоятельных работ.

Собирание материала к проекту.

Критерии оценивания проекта.

Защита работ на итоговой конференции.

Описание методов оценивания.

Перед началом работы.

С целью привлечения в проект родителей на родительском собрании им предлагается познакомиться с буклетом, который даст представление о проекте.

Знакомство с проектом.

Проект начинается с постановки цели: собрать и записать старинные народные песни села Долгоруково. Учащимся предлагается разбиться на группы.

Работа над проектом.

Учитель помогает каждой группе найти источник интересующей информации. Далее начинается самостоятельная поисково-исследовательская работа. Ученики собирают и записывают песни, частушки, обряды у старейших жителей села, обсуждают собранную информацию, делают выводы, которые помогут им при ответе на проблемный вопрос.

Оформление результатов проектной деятельности.

Оформление результатов планируется в виде презентаций и  сборника народных песен села Долгоруково.

 

Защита проекта.

Защита проектов организуется на открытом уроке с участием родителей, учителей, учеников других классов. В ходе защиты каждая группа представляет свою презентацию, публикацию, отвечает на вопросы. Оценивание происходит с помощью разработанных критериев. Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы.

По окончании работы.

Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы. Ученики делятся собранным материалом на открытом уроке. Сообща составляется сборник народных песен.

 

Сведения о проекте.

Необходимые начальные знания, умения и навыки.

Знания базового курса информатики и ИКТ.

Знание фольклорных жанров родного края.

Учебные мероприятия.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа  учащихся, создание презентации, защита проекта.

Материалы для дифференцированного обучения.

Ученик с проблемами усвоения учебного материала.

Для проблемного ученика скорректировать цели и задачи.

При работе в группе выбрать задание по силам.

Прикрепить к нему консультанта.

Составит личное расписание.

Дать возможность представить свою работу в той форме, которая наиболее удобна для него.

Ученик, для которого язык преподавания не родной.

Для таких учеников можно организовать минигруппы, дополнительные консультации. Со стороны учителя осуществлять постоянный контроль за выполнением задания.

Одарённый ученик.

Учащиеся, которые заинтересованы в более глубоком изучении темы, могут провести дополнительное исследование (обрядыи обычаи селян).

 

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Технологии - оборудование.

Лазерный диск, компьютер, принтер, цифровая камера, сканер.

Технологии – программное обеспечение.

Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, текстовые редакторы, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе.

И. И. Шангина.  Русские традиционные праздники. Санкт-Петербург. Искусство-СПБ. 1997.

К. Д. Вишневский., Н. М. Инюшкин. Наследие. Культура пензенского края. Пенза. 1994.

 

Другие принадлежности.

Интернет-ресурсы.

www.prosv.ru

www.ozon.ru

www.allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

  C незапамятных времён народ складывает свои песни. Потребность излить свои чувства и мысли в песне, заговорить образным языком музыки и слова – свидетельство большого духовного богатства и талантливости народа. «Не я пою, а душа поёт» -  гласит народная пословица.

  Песня, рождённая самой жизнью, всегда была неизменной спутницей человека в его радостях, печалях и заботах. Собирается зимой молодёжь крестьянская на посиделки, обязательно звучат песни. Выходят поселяне встречать весну, составляют хороводы, завивают венки и непременно поют. Едет крестьянин пахать, он облегчает труд свой песней. Собираются люди  жать, косить в знойную пору, и здесь песня звучит, освежая их среди тяжких трудов. Провожают лето, празднуют уборку урожая опять с песнями. Песня сопровождает сельского жителя не только во всех его трудах, но и следует за ним в обыденной жизни. Собирается ли молодец жениться или девица замуж, сватанье, девичник, свадьба – всё это оглашается песнями, готовыми нарочно на такой случай. Настанет ли тяжёлая разлука, провожают мужа и сына опять с причитаньями, пением. Умирает ли человек, над ним раздаются похоронные печальные песни.

  В создании и сохранении песен принимали участие разные слои населения, но первенство, бесспорно, принадлежало крестьянам. Некоторые песни остались известными только там, где были сложены, другие получили общерусское распространение в различных  музыкальных и поэтических вариантах. В зависимости от того, где и кем пелись, песни приобретали особый склад, свой «музыкальный почерк».

  Некоторые, сложенные в давние времена, постепенно уходят в прошлое и становятся достоянием истории, но большинство и сейчас вызывает живой интерес у современных слушателей.

  Конечно, теперь редко услышишь русскую народную песню просто на улице, а не в концертной программе. Но, если услышишь, она заворожит тебя своей чистой, как родниковая вода, и негромкой, как затаённый вздох, мелодией. Народная песня и сейчас живёт с нами. Хранят это богатство русские женщины, которые впитали всё это с детских лет. Такие женщины есть в каждом селе, и мы, встречаясь с ними ежедневно, даже не догадываемся, что они-то и есть самые настоящие хранительницы русской национальной культуры. В праздничный день выйдут они к дому на лавочку и запоют протяжные, кажущиеся странными и непонятными молодёжи,  песни.

  Услышать такое пение можно и у нас в Долгоруково. Тематика народных песен самая разнообразная: любовные песни, исторические, разбойничьи, рекрутские и тюремные.

  Глубоким чувством пленяют русские лирические песни. В них раскрывается богатый мир переживаний, настроений, в них мы находим проникновенные рассказы о любви юношей и девушек. От долгоруковских народных исполнительниц мы записали такие песни: «Я гуляла ночкой тёмной», «Рано Машенька вставала», «Между лип густых», «Полночь, уж полночь пробила давно», «А где эти лунные ночи», «На речке, на том бережочке», «При буйной ночи тихо, хладно», «Сухой бы я корочкой питалась». Эти песни впечатляют нас красотой образов, они полны глубокой любви и надежды. Чувства и переживания героинь этих протяжных песен носят драматический, а подчас и трагический характер. Песен о счастливой любви гораздо меньше, чем о любви несчастной, об измене любимого. Например, песня «В лес подружки за грибами» заканчивается разлукой влюблённых. Парень уходит служить, обещает вернуться. Дарит кольцо своей девушке. В нашем долгоруковском варианте есть ещё несколько куплетов.

 Убоялася девчонка грозного отца

И накинула шубчонку, в лес она ушла.

На пригорке в чаще леса берёза стоит,

Как на этой на берёзе труп её висит.

И шелковый туго шею перетянул,

Подарённый перстень друга на руке блеснул.

В   песне «Я гуляла ночкой тёмной» рассказывается о том, что родители препятствуют любви своей дочери и насильно выдают её замуж за нелюбимого.

И недолго за неделю

Мать придано собрала

И за старого седого

Дочку замуж отдала.

А я старого седого

Ох, до смерти не люблю,

А мальчишку молодого

Позабыть я не могу.

Дайте мне листок бумаги,

Живопиской буду я,

Нарисую его глазки

И оставлю для себя.

  Есть и мужские песни с подобным сюжетом: «Скакал казак через долину», где казак кончает жизнь самоубийством, узнав об измене возлюбленной, «Поехал казак на чужбину далёко», «Вы не вейтеся, русые кудри», «Ах, зачем эта ночь», «Когда я на почте служил ямщиком», «Бывало, в дни весёлые», где молодец за измену убивает и любимую и её нового избранника.

Теперь в Сибирь далёкую

Угонят молодца

За деву черноокую,

За старого купца.

  Из исторических и героических песен самые популярные – «Шумел, горел пожар московский» (о войне 1812 г.), «Раскинулось море широко». Есть и песни о Великой Отечественной войне. Одна из таких песен, «Вьётся, вьётся вдаль моя дороженька», очень мелодичная, покоряющая своей простотой и задушевностью.

Вьётся, вьётся вдаль моя дороженька,

Стелется за дымкой горизонт.

Как по этой дальней по дороженьке

Вслед за милым еду я на фронт.

Замела следы его метелица,

Не слыхать ни песен, ни шагов,

Лишь одна, одна дорожка стелется

Посреди нетоптаных снегов.

Он всё чаще, чаще снится мне,

Что пошёл с войском в огонь и дым.

Поднялась, рванулась бы я птицею,

Опустилась рядом бы я с ним.

Вьётся, вьётся вдаль моя дороженька,

Стелется дороженька моя.

Как по этой дальней по дороженьке

Еду я за милым в дальние края.

  Немало крестьян уходили из деревень в поисках лучшей жизни. Не всегда это заканчивалось удачно. Некоторые превращались в бродяг, другие сходились в разбойничьи ватаги, третьи оказывались за тюремными стенами. Все они тоже слагали песни. Из таких песен у нас в селе поют «Далеко в стране Иркутской», «По диким степям Забайкалья», «Славное море – священный Байкал».

  Известны также рекрутские и солдатские  песни – «Остальный нынешний денёчек», «Ой, да ты, калинушка».

  Сохранились в нашем селе и свадебные обрядовые песни, которые поются и до сих пор.

 Когда невесту выводили из родительского дома, обязательно пели протяжную «Разлилеюшку».

Разлилась-то, разлилеялась

По лугам-то вода вешняя,

Унесла ли, улилеяла

Лучшую дочь от матери.

Осталась её мать-мамынька

На прекрутеньком на прибережке.

И кричала громким голосом:

«Воротись-ка, моя доченька,

Воротись-ка, моя милая».

  На второй день свадьбы был обязателен обряд ломания курицы, который сопровождался песней «Соловей кукушку уговаривал».  Зажаренную курицу украшали перьями, лентами, тряпочками, вносили на блюде или подносе. Сопровождавшие пели:

Соловей кукушку уговаривал:

«Полетим , кукушка, во синий лесок,

Совьём там, кукушка, себе гнёздышко.

Выведем, кукушка, два детёныша,

Тебе куковёнка, а мне соловья.

Тебе куковёнок будет куковать,

А мне соловьёнок песни распевать».

  Останавливалась процессия напротив молодых и курицу вручали крёстному жениха. Если он сам не умел ломать курицу, то должен был кого-то нанять. Сначала с курицы собирали все украшения: перья и ленты. Их дарили подругам невесты. «Пёрышки – подружкам на подушки».

  Затем отламывают ноги и дарят сестре: «Вот тебе ножки, беги за сестрой по дорожке».

  Голову отдают отцу жениха: «Вот тебе голова, будь главным в доме, справедливым, попусту невестку не обижай».

  Крылышки – невесте, чтоб к отцу, к матери летала, не забывала.

  Дуга – матери невесты: «Вот тебе дуга – твоя дочь тебе больше не слуга».

  Гузка жениху: «Вот тебе гузка, бегай за ней внатруску, хоть ешь, хоть сложи, хоть под лавку положи».

 В заключении говорилось: «А делильщик не глуп, мне останется весь хруп».

  Песни на свадьбах пели самые разные, всеми любимые: «Хас-Булат удалой», «При лужке, лужке», «Ой, цветёт калина» и многие другие. Но без чего не обходилась ни одна свадьба -  так это «Долгоруковские припевки». Когда свадебная процессия двигалась по улице, то непременно звучало:

Только сели, закачало нашу лодочку волной.

Только свыклись и расстались,

Чернобровая, с тобой.

 В начале каждого последующего куплета этих припевок повторялись две строчки предыдущего. От этого песня казалась бесконечной,  и её хватало, чтобы пройти всю улицу.

 Ни одно гулянье на селе не обходилось без весёлого перепляса с припеванием частушек.

 Частушка – это один из самых поздних жанров народного творчества и один из самых любимых и популярных. Весёлые, задорные, остроумные – они никого не оставят равнодушным. Ноги сами так и просятся в пляс.

Вспомни, милый, как бывало

 Ты со мной простаивал.

Под ногами белый снег

До земли протаивал.

Мой милёнок как телёнок

И кудрявый как баран.

Никуда его не дену,

Не зарежу, не продам.

Вспомни, милый, как бывало,

Где стояли, топали,

В первый раз поцеловались,

Все листочки хлопали.

  Ребята, которых провожали в армию, пели особые рекрутские частушки.

Куда, тятька, запрягаешь?

Конь овёс ещё не съел.

Куда, мамка, провожаешь?

Иль я дома надоел?

Стели, мать, постелюшку

Остальную неделюшку.

А на той неделюшке

Расстелем мы шинелюшки.

Что ж ты, милочка, не тужишь,

Чёрну юбочку не шьёшь?

Скоро в армию погонят,

Провожать ты в чём пойдёшь?

Обязательной на проводах была также песня на слова Д. Бедного «Как родная меня мать провожала».

  В середине 20 века появились более современные народные песни: «Под окном черёмуха колышется», «За околицей», «Ах, ты, ночка луговая». Особенно популярны были в 60-70-ые годы так называемые песни-баллады или легенды: «Девушка из маленькой таверны», «Ой, васильки, васильки», «Падал снег буланому под ноги», «Это было давно, лет пятнадцать назад». Все эти песни о любви, с мелодраматичным сюжетом, многие заканчиваются трагической смертью героев.

  Лирическая песня – это произведение искусства с очень сложной системой поэтики, с глубоким психологизмом. Поэтика, система образов в лирической песне заслуживает отдельной исследовательской работы. Ясно лишь, что в большинстве песен, исполняемых у нас в селе, в художественном отношении есть всё, что присуще лирической песне: метафористичность, сравнения, художественный параллелизм, постоянные эпитеты.

  Большое значение для народной лирики имеет напев. Он определяет ритмико-интонационную структуру песни, воздействует на её поэтику, лексику, синтаксис. Повторы, растягивания или обрывы слов, их частей, осложнение текста восклицаниями, междометиями, частицами придают неповторимую оригинальность народной песне.

  У многих песен, бытующих в нашем селе, есть авторы. «Хас-Булат удалой», «Раскинулось море широко», «Когда я на почте служил ямщиком» - всё это песни авторские. Но все они включены в сборники народных песен. Значит, их по праву можно называть народными. Просто некоторые поэты настолько удачно освоили черты фольклорной поэтики, что их стихи пополнили народно-песенный репертуар. В процессе своего бытования в народной средеэти стихи подверглись столь существенной переработке, что иной раз трудно установить происхождение текста.

  Несколько поколений русских людей отразили в песне свои переживания, чувства, мечты. Пройдя долгий путь, песня несёт в себе не отдельное, случайное, а многовековое, отстоявшееся в опыте народа. В ней печать поколений, дыхание, трепет миллиона сердец. Народная песня – душа нации. В ней наша история. Наши вековые традиции.

 

Что такое метод проектов?

Метод проектов – это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, которые не могут быть получены зубрёжкой. Проекты ставят ученика в активную позицию человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, документирует свою деятельность. Требование выполнения образовательных стандартов так же обязательно для проектного обучения, как и для обычного урока.

  Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а ученики должны самостоятельно проводить исследования, представлять конкретные результаты своей работы.

Почему проекты нравятся           ученикам?

Для учеников, привыкших традиционному обучению, метод проектов означает переход от исполнения указаний к самостоятельной учебной деятельности, от запоминания и повторения к открытиям, от выслушивания материала к общению и ответственности, от заучивания терминов и учебного материала к пониманию процессов, от теории к применению теории на практике, от зависимости от учителя к получению самостоятельных полномочий.

 Именно поэтому проекты так нравятся ученикам.

 

Преимущества проекта для ученика.

-рост самостоятельности и улучшение отношения к учёбе.

 

-успеваемость таких учеников выше чем тех, которые учатся по другим схемам обучения.

 

- ученики в методе проектов чувствуют большую ответственность за собственное обучение.

 

- возможность развивать навыки решения проблем, совместная деятельность.

 

 

Наш проект.

« Песня – душа народа».

Проект по литературному краеведению для учащихся 5 класса.

Настолько песня хороша,

Прозрачно-родниковая,

Что хочет хмурая душа,

Чтоб песнь взлетела снова.

Настолько песня хороша,

Добра, смела, сурова,

Что хочет эту песнь душа

Запомнить слово в слово.

Роль родителей.

Важно, чтобы в проекте взаимодействовали учитель, ученики, их родители. Возможно, ваш ребёнок будет нуждаться  в дополнительном времени для работы на компьютере, чтобы работать в группе. Пожалуйста, предоставьте ему это время. Помогите своим детям в сборе информации по теме проекта. Проявите неподдельный интерес к работе своего ребёнка, поддержите его в выполнении проектной деятельности.

 

 

 

 

 

Приглашаем вас на защиту проекта, которая состоится через 3 недели!

 

 

  

 

 

Яндекс.Погода

Наши координаты

школа с. Долгоруково

Телефон: (84150)2-55-39

E-mail: dolg07@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz