Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай

филиал  в с. Долгоруково

   3 класс    Тема: Понятие о глаголе.

     Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

- Откройте тетради, запишите число.

Наш урок будет необычным потому, что будет сказочным и поэтичным.

Как и всякая сказка урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет...( Включается запись звуков моря)

                                ...И кораблик подгоняет;

                                 Он бежит себе в волнах

                                 На поднятых парусах...

- Откройте глаза. Вы распределены на команды, на каждом корабле должен быть капитан. Определите, кто у вас будет капитаном.

 ( На доске - рисунок корабля)

- Но наш корабль, на котором мы отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придёт в движение, если вы решите кроссворд. Решив его, вы ещё определите тему нашего урока. Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина.( Кроссворд у каждой группы на столе)

   1. Вот открыл царевич очи,

    Отрясая грезы ночи,

    И, дивясь, перед собой

    Видит( город )он большой.

 

2. Пушки с пристани палят,

   ( Кораблю) пристать велят.

 

3. Царь Дадон к шатру спешит...

   Что за страшная ( картина) !

   Перед ним его два сына.

 

4. И очутятся на бреге,

    В чешуе, как жар горя,

    Тридцать три ( богатыря)

 

5. Торговали мы недаром

   Неуказанным товаром;

   А лежит нам путь далек:

  Восвояси на ( восток)

 

6. Вот въезжает в город он;

    Вдруг раздался лёгкий звон,

    И в глазах у всей ( столицы)

    Петушок вспорхнул со спицы...

 

- Что за слово получилось?   ( Глагол)

- Молодцы! Вы определили тему урока. Это глагол. Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Что ещё помните о глаголе?

-А все ли мы знаем о глаголе? Сегодня мы подготовимся к изучению нового.

- Итак, мы отправляемся в путь!

- Наша первая остановка у пристани  « Словознайка»

- У себя в тетрадях запишите два слова из кроссворда, а к ним припишите слово, которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет.

- Чем сходны все слова, которые вы приписали к именам существительным? ( обозначает действие предмета)

- На какие вопросы отвечают эти слова? Как называются?

3. Определите роль глагола в предложении.

- Наша вторая остановка у пристани  « Сказочная»

   - Послушайте нашу сказительницу. (Ученица рассказывает сказку « Глагол и его друзья»)

Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошел по белу свету искать счастья. Идёт и видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

  Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому также одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике.

  Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в предложении. Друзья с радостью согласились. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее!

- А теперь внимание! Кем работает существительное в предложении? Кем работает глагол? Кем работает прилагательное? ( Подлежащим, сказуемым, определением)

 - Царевна из сказки Пушкина тоже хочет приносить пользу. Посмотрите на предложение, записанное на доске.

  Дом ц  ревна обошла,

                               Всё поря   ком убрала.

-Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните главные члены, определите, чем они выражены.

- Какую работу глагол выполняет в предложении? Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

 4. Физкультминка

 - Вот наш корабль подошел к пристани   « Отдыхайка»

- Значит, пора отдохнуть.

- Я буду называть слова, а вы выполнять следующие действия.

Вставай, прыгай, хлопай, шагай, поворачивайся, топай, хлопай, прыгай, топай, стой, садись.

- Что общего во всех этих словах? Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?

 5. Работа в группах.

- Наша  следующая остановка у пристани  « Дружная»

- Чтобы правильно и быстро выполнить задание, вам нужно работать дружно и слаженно.

- Образуйте от имен существительных однокоренные глаголы, выделите корень.

Работа, плач, крик, шум, танец, стук, шутка.

- Что происходит с корнями некоторых слов при преобразовании? ( Чередование согласных)

 6. Работа с учебником.

- Следующая остановка у пристани  « Вспоминайка»

- Откройте учебник, прочитайте задание.

 7. Самостоятельная работа.

- Следующая остановка у пристани    « Думайка»

- Вам предстоит хорошенько подумать и самостоятельно выполнить текст.

( Каждому ученику раздается текст)

 1. Впиши пропущенные слова.

Глагол - это часть речи, которая обозначает____________________ и отвечает на вопросы_______________________________________________________.

 2. Среди данных слов подчеркни только глаголы.

Бегун, русская, любить, народная, бегство, создавать, рассказать, хороший, огонёк, бежать, красить, тёмный.

 3. Выбери правильное утверждение.

А) не с глаголами пишется слитно;

Б) не с глаголами пишется раздельно.

 4. Соедини стрелками слово и часть речи:

 кошка                                    существительное

 гуляет

 цветной                                прилагательное

 стол

 солнечный                               глагол

 8. Итог урока.

-Вот и подошел наш корабль к пункту назначения.

- Какую тему мы начали изучать? Что мы называем глаголом? Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголах?

-На следующих уроках мы с вами узнаем много интересного и нового.

- Кто легко выделяет глаголы из  речи, кому понравился сегодняшний урок, кто все понял, пустите плавать в море зеленую рыбку, кому было сложно и еще надо поработать - красную рыбку.

 9. Домашнее задание

Контрольная работа по химии

Часть А.

 1.  Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами       V группы главной подгруппы, с увеличением заряда ядра

 

  • 1) возрастают
  • 2) не изменяются
  • 3) убывают
  • 4) меняются периодически

 2.  В ряду элементов C - N - O - Cl окислительные свойства

                     1)  убывают

                     2)  возрастают

                     3)  не меняются

                     4)  меняются периодически

                                                                +F2                              +Fe

      3.  В цепочке превращения NaCl         X         HCl         Y веществами X и Y соответственно являются

1) Cl2 и FeCl2

2) Cl2 и FeCl3

3) NaF и FeCl2

4) NaF и FeCl3

      4.  Сокращенное ионное уравнение 2H+ +S2- = H2S соответствует реакции между

1)  сероводородной кислотой и сульфатом натрия

2)  сульфатом натрия и водой

3)  серной кислотой и сульфидом натрия

4)  сульфидом натрия и водой

      5.  Раствор серной кислоты реагирует с каждым веществом пары:

1)  оксид железа (III) и раствором нитрата натрия

2)  цинк  и карбонат натрия

3)  медь и гидроксид меди (II)

4)  оксид углерода (IV) и хлорид бария

      6.  Продуктами реакции концентрированной азотной кислоты и меди являются

1)  нитрат меди (II), оксид азота (IV) и вода

2)  нитрат меди (II), оксид азота (II) и вода

3)  нитрат меди (II) и водород

4)  оксид меди (II), оксид азота (IV) и вода

      7.  При взаимодействии фосфорной кислоты и гидроксида натрия образовался гидросфат натрия (Na2HPO4). Кислота и основание прореагировали в молярном соотношении

1)  1: 1

2)  1: 2

3)  2: 1

4)  3:3

      8.  При прокаливании соли образовался карбонат металла, углекислый газ и вода. Этой солью является

1)  гидрокарбонат натрия

2)  карбонат магния

3)  гидрокарбонат кальция

4)  карбонат натрия

      9.  В двух пробирках находятся растворы бромида и фосфата натрия. После добавления, в каждую из них, раствора нитрата серебра будет наблюдаться соответственно

1)  образование белого осадка, образование желтого осадка

2)  отсутствие изменений, образование белого осадка

3)  образование желтого осадка, образование белого осадка

4)  образование белого осадка, отсутствие изменений

     10.  Углерод проявляет окислительные свойства в реакции

1)  C+O2 = CO2

2)  C+2CuO=2Cu+CO2

3)  C+H2O=CO+H2O

4)  C+2H2=CH4

     11.  Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами II периода, с увеличением зарядов ядер

1)  убывают

2)  меняются периодически

3)  не изменяются

4)  возрастают

     12.  В ряду элементов F - Cl - Br - I  окислительные свойства

1)  меняются периодически

2)  возрастают

3)  не меняются

4)  убывают

                                                                +Cl2                            +FeO

     13.  В цепочке превращения NaI           X         HI            Y веществами X и Y соответственно являются

1)  I2 и FeI3

2)  NaCl и FeI3

3)  I2 и FeI2

4)  NaCl и FeI3

     14.  Сокращенное ионное уравнение S2-+Cu2+= CuS  соответствует реакции между

1)  сульфидом натрия и гидроксидом меди (II)

2)  сульфидом натрия и хлоридом меди (II)

3)  сероводородной кислотой и гидроксидом меди (II)

4)  сероводородной кислотой и оксидом меди (II)

     15.  Оксид серы (VI) реагирует с каждым веществом пары

1)  кислород и оксид бария

2)  вода и хлорид натрия

3)  водород и оксид натрия

4)  вода и гидроксид калия

     16.  Продуктами реакции разбавленной азотной кислоты и железа являются

1)  нитрат железа (III) и водород

2)  нитрат железа (II), оксид азота (II) и вода

3)  нитрат железа (III), оксид азота (II) и вода

4)  нитрат железа (II) и водород

     17.  При взаимодействии фосфорной кислоты и гидроксида натрия образовался дигидрофосфат натрия (NaH2PO4). Кислота и основание прореагировали в молярном соотношении

1)  1: 1

2)  1: 2

3)  2: 1

4)  3: 2

     18.  При прокаливании соли образовался оксид металла и углекислый газ. Этой солью является

1)  гидрокарбонат натрия

2)  карбонат натрия

3)  гидрокарбонат кальция

4)  карбонат магния

     19.  В двух пробирках находятся растворы хлорида и карбоната натрия. После добавления, в каждую из них, раствора соляной кислоты будет наблюдаться соответственно

1)  образование белого осадка, выделение газа

2)  отсутствие изменений, выделение газа

3)  выделение газа, образование белого осадка

4)  выделение газа, отсутствие изменений

     20.  Углерод проявляет восстановительные свойства в реакции

1)  C+O2=CO2

2)  CO2+H2O=H2CO3

3)  C+2H2=CH4

4)  CO2+CaO=CaCO3

 

Часть В.

 

     1.  Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции

 

РЕАГЕНТЫ

1)  NH3+O2

2)  N2+H2

3)  NH3+HCl

4)  NH4Cl+NaOH

ПРОДУКТЫ

А)  NH4Cl

Б)  NH3+HCl+H2O

В)  NO+H2O

Г)  NH3

 

 

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1)

2)

3)

4)

 

 

 

 

    2.  Запишите тривиальное название вещества, формула которого CH2 = CH2.

  Ответ:________________

    3.  При сжигании 1,12 л (у.н.) метана выделяется 44,5 кДж теплоты. Тепловой эффект реакции _____________кДж.

    4.  Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

 

РЕАГЕНТЫ

1)  NH3

2)  NH4Cl

3)  NH3+HNO3

4)  NH4NO3+KOH

ПРОДУКТЫ

А)  NH3+HCl

Б)  N2+H2

В)  NH3+KNO3+H2O

Г)  NH4NO3

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1)

2)

3)

4)

 

 

 

 

    5.  Запишите тривиальное название вещества, формула которого C2H5OH.

  Ответ:______________________

    6.  При сжигании 2,24 л (н.у.) ацетилена выделилось 116 кДж теплоты. Тепловой эффект реакции _____________кДж.

 

 

Часть С.

 

    1.  Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

                                           +CO2+H2O

CH4           CO2          CaCO3                    X

Укажите условия их проведения, назовите вещество Х. запишите ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

     2.  Рассчитайте массу силиката натрия, образующегося при сплавлении 100 г песка, содержащего 90% оксида кремния (IV), с избытком соды. Запишите ход решения и ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

     3.  Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

 

                               +O2+H2O

Cu(NO3)          NO2                  X               NaNO3

Укажите условия их проведения, назовите вещество Х. запишите ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

       4.  Рассчитайте объем газа (н.у.), образующегося при обработке избытком соляной кислоты 10 г мрамора, содержащего 5% примесей. Запишите ход решения и ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

       5.  Вычислите объем азота (н.у.), получающийся при горении 112 м3 аммиака, если практический выход составляет 65% от теоретически возможного.

Запишите ход решения и ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

 

 

 

 

Ответы.

 

Часть А.

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

4

1

3

2

1

2

1

3

4

№ задания

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

4

2

3

2

4

3

1

4

2

1

   

Часть В.

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

ВГАБ

этилен

890

БАГВ

этиловый спирт

2320

 

Часть С.

 

1. 

1)  CH4+2O2→CO2+2H2O, to

2)  CO2+Ca(OH)2→CaCO3↓+H2O

3)  CaCO3+CO2+H2O→Ca(HCO3)2, вещество Х - гидрокарбонат кальция

 

2. 

1)  Записано уравнение реакции и определено молярное соотношение реагентов и продуктов реакции     SiO2+2NaHCO3=Na2SiO3+H2O+2CO2

2)  Рассчитана масса и количество вещества оксида кремния

     m(SiO2) =100·0,9=90 (г), ν(SiO2) =90 : 60=1,5 (моль),

3)  Рассчитана масса силиката натрия:

     по уравнению реакции ν(SiO2) =ν(Na2SiO4) = 1,5 (моль)

     m(Na2SiO4) = 122 · 1,5 = 183 (г)

 

3. 

1)  2Cu(NO3)2 = 4NO2 + 2CuO + O2, нагревание

2)  2NO2 + 3O2 + 2H2O = 4HNO3, вещество Х - азотная кислота

3)  HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O

 

4.

1)  Записано уравнение реакции и определено молярное соотношение реагентов и продуктов реакции  CaCO3+2HCl=CaCl2+H2O+2CO2

2)  Рассчитана масса и количество вещества карбоната кальция

     m(CaCo3) = 10- 10 · 0,05 = 9,5 (г), ν(CaCO3) = 9,5 : 100 = 0,095 (моль),

3)  Рассчитан объем углекислого газа:

      по уравнению реакции  ν(CO2) = ν(CaCO3) = 0,095 (моль)

      V(CO2) = 22,4 · 0,095 = 2,128 (л)

 

5.

1)  Составлено уравнение реакции  4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

2)  Определен теоретический объем азота:

      по уравнению реакции ν(NH3) : ν(N2) = 2 : 1, Vт(N2) = 112 : 2 = 56 (м3)

3)  Определен практический выход азота:

     Vпр(N2) = 56 · 0,65 = 36,4 (м3)

Яндекс.Погода

Наши координаты

школа с. Долгоруково

Телефон: (84150)2-55-39

E-mail: dolg07@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz